forred50 (forred50) wrote,
forred50
forred50

Category:

"Любая Религия хороша именно в тех условиях..."

footuh – 03 Октября 2013, 17:54:50
Мне задали вопрос в продолжение разговора о религиозном выборе - каким образом религия связана с демографическими особенностями прироста населения и почему одни народы легко оказываются подвержены климатической осцилляции, а другие от нее - не зависимы?
Здесь вопрос упирается прежде всего в скорость прироста природных ресурсов - под воздействием внешних природных факторов.
Возьмем лишь отношение между лесами Восточной Европы и ее - степной зоной.

Мы легко увидим, что граница раздела между оседлыми и кочевыми племенами четко шла по линии раздела - Лес-Степь и смысл этого разделения очевиден.
Вообще-то скотоводство и животноводство в ранне-феодальные времена было более выгодным, потому что овцы и лошади быстрее наращивают свою популяцию, чем ростки овса и пшеницы. Иными словами - достаточно хорошего года на урожай подножного корма и количество голов скота в вашем распоряжении легко умножится на три.
При этом пища животного происхождения лучше усваивается, так как богаче белками - в итоге население на скотоводческой территории растет быстрее чем на земледельческой. Просто потому что резкого повышения урожайности на уже возделываемом поле особо ждать нечего.

Таким образом получается, что животноводческие хозяйства прямо зависят от урожайности данного года для округления своей популяции, а для земледельческих обществ эта зависимость скорее - линейная.
Обратное тоже верно - животноводческие хозяйства сильнее зависят от неурожайных лет, чем земледельческие ибо в отличие от людей, готовых затянуть пояса в случае долгой бескормицы, скот терпеть так не будет. И если урожайные и неурожайные годы в земледельческом обществе оставляют за собой своеобразные демографические волны в виде сравнительно пологой ломаной линии, то для скотоводческих обществ исходная зависимость от урожая более экспоненциальная, и кривая рождаемости в их случае изобилует экстремумами - к одну, так и в обратную сторону.

Такая особенность влияния климатических условий и связанный с нею традиционный уклад ранне-феодальных обществ приводил к двум сильно разным стратегиям выживания данных Обществ.

Земледельческое Общество обладающее сравнительно ровной кривой рождаемости - предпочитало свои ресурсы "складировать" и соответственно религиозная парадигма для таких обществ требовала от населения - безусловной умеренности, изобиловала постами, проповедовала аскезу и прочее.
Смысл всех этих рекомендаций сводился к тому, что ресурсы - направлялись на долговременное развитие хозяйства, постепенное расширение пахотных земель и постепенное нарастание продуктивного населения - в прямом соответствии с имеющимися ресурсами.
То есть - население жило по правилам - "По одежке протягивай ножки!" И христианская проповедь имела успех именно потому, что в целом соответствовала данному стратегическому развитию всех этих оседлых земледельческих обществ.

В степных условиях соблюдение всех этих правил оказывалось бессмысленным.
Из-за более сильного воздействия на стада - климатических капризов погоды, выяснялось, что скотоводческому обществу не так важно вкладывать свои ресурсы в долговременное развитие. То есть данные ресурсы было выгоднее потребить здесь и сейчас, ибо какое-бы большое стадо овец вы не собрали в этом году, если вы попробуете его сохранить, может случиться что в следующем будет недород травы, или ящур - и все накопленные вами ресурсы - у вас на глазах испаряются.
В этом случае оказывается стратегически выгоднее вкладывать возникающие излишки ресурсов в свое население, которое от этого умножается и способно представлять из себя более грозную военную силу, чем оно было до этого.

Именно на это направлены основные мусульманские обряды с обычаями, когда излишки возникающих ресурсов делятся внутри племени для улучшения его демографической составляющей. Соответственно эти привычки с обычаями - воплощались опять же в народные поговорки - типа: "Деньги есть - Казань гуляем, денег нет - чышмы сидим."

Соответственно - у нас получается, что для Земледельческих Обществ возникала своеобразная - устами - Стар-крафта - "Стратегия Протоссов", с уклоном в Развитие производительных сил данного Общества, а для Скотоводческих - устами того же Старкрафта - Стратегия "Зерг-раша", когда Ресурсы по сути своей не накапливаются а обращаются в демографический пул своего населения.
Эти стратегии требовали своего Идеологического обоснования, которое и возникло в виде двух крупнейших ветвей - монотеистической Религии авраамического корня, а именно
-Христианства для Земледельцев и
- Ислама - для Кочевников.


Соответственно - даже воображать, что выросшие в лесах с ограниченными площадями под сельскохозяйственную обработку - русские земледельцы могли в былинные времена принять поголовно ислам - означает непонимание подлинных причин развития того, или иного вида Обществ.
И напротив - наивно предполагать, что древние кочевники могли так уж легко принять христианство изначально заточенное под нужды земледельческих обществ (напомню, что до появления собственно Ислама - все население этих земель исповедовало разные формы "христианских ересей" - сперва Арианство, а потом и - Несторианство - каждая из которых стремилась в стратегическом плане - заменить характерно христианское "складирование резервных ресурсов", на характерную для более позднего мусульманства - "безвозмездную раздачу ресурсов" - своему племени.)
Вот и вся - глобальная разница.

(...Любая Религия хороша именно в тех условиях и внешних Обстоятельствах - в которых она появилась на свет.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments