forred50 (forred50) wrote,
forred50
forred50

Categories:

"То есть картина мира тех лет была очень пестра..."

А стоило ли строить КВЖД?
Цитата: Доктор Удмурт от 27.11.2019 03:48:05
Мне вот что не понятно - почему всё таки в 1896 решили строить КВЖД, а не достраивать железную дорогу вдоль Амура через Хабаровск и Владивосток?... Как руководство России тогда могло пойти на такой риск? Неужели преимущества КВЖД по сравнению с Амурской ЖД были такие большие? Можно ли считать это решение поворотной точкой всей истории России 20-го века? Ведь если бы был выбран амурский маршрут, а не КВЖД, возможно конфликт с японией никогда бы не произошел, а тогда не было бы революции 1905-го, возможно не было бы и 1-й мировой.

footuh: Экономическая целесообразность.
КВЖД шла по сравнительно плоскому профилю и кратчайшим из возможных маршрутов.
Земли в Маньчжурии на тот момент были безлюдными, Все тамошние города возникли как станционные
поселки вокруг КВЖД.
Получение незамерзающих портов для России было приоритетом со времен конца правления Екатерины.

Соответственно существовал вполне себе стратегический план по планомерному отжиму прежних русских земель у маньчжурского Китая отданных царевною Софьей китайцам лишь потому что там жили мятежные староверы, а не верные ей никонианцы. В рамках этой стратегии лежат возвращение Амура Муравьевым Амурским в конце 1860-ых годов, и получение от китайцев Приморья чуть позже.
При этом целью данной экспансии было получение Квантунского полуострова с незамерзающим портом Далянь и эта стратегичекская цель декларировалась у нас еще с времен Александра, а осознанная политика стала проводиться со времен Николая.

Повторюсь Маньчжурия. или родовая земля маньчжурских правителей циньского Китая сохранялась ими в "первобытном состоянии" то есть там запрещалось строительство запрещалось расселение туда простого народа, а само население было сильно рассеянным. То есть эта земля в отличие от перенаселенных областей Туркестана или минских областей китая могла легко стать Россией и при этом не нужна была нарочная ассимиляция местного населения. Однако увы и ах - именно эти же резоны толкали в этот же регион и Японию, которой тоже нужно было расширять свое "жизненное пространство".

Кроме всего этого - Россия обязана была строить эту дорогу, ибо на нашу политику начал влиять стратегический просчет Александра Третьего.
Этот Крестьянин, волей случая попавший на трон сумел сполна расплатиться с немцами, убившими его отца и старшего брата пока это шло в рамках "наших бьют", но при этом стратегическое видение картинки отсутствовало у него напрочь.

Маньчжурская эпопея, приведшая к русско-японской войне стала прямым следствием ошибочного стратегического решения Александра Третьего - присоединить к себе Туркестан. Если до присоединения Туркестана Россия продавала туда колониальный товар, получала за него полновесное золото и не морочилась состоянием местного населения, то после захвата Туркестана, России пришлось брать на себя местные социальные обязательства в том числе борьбу с голодом.

Если вы почитаете тексты тех, кто во всем этом участвовал, да хотя бы Салтыкова-Щедрина, вы обнаружите удивительный факт - население Туркестана сильно отличается по своей физиологии и перевариванию пищи от жителей центральной России.
Русские с изумлением обнаружили что местные с большим удовольствием едят рис, а вовсе не пшеницу. Рис среднеазиатами лучше переваривается, он калорийнее и лучше хранится и транспортируется в местных условиях. До прибытия Российской империи в этих краях он был на постоянной основе в меню лишь местной знати, а дехкане кушали - что дают, но народ бунтовал от отсутствия риса и после появления царской администрации это стало головной болью уже царских чиновников.
Запросы на рис становились все громче и требовательнее по мере покорения Туркестана и в итоге после постройки КВЖД, основными товарами которые шли по ней из Китая оказались рис и чай. При этом рис в Китае был сравнительно дешев, но транспортные издержки при его доставке в Россию - сводили с ума. Соответственно одним из основных грузов поставляемых по КВЖД был китайский рис, который везли в Туркестан. Амурская дорога в этом процессе не участвовала от слова никак и поэтому КВЖД была планово прибыльна за все время своего существования, тогда как Амурская дорога была с тою же силой беспощадно убыточна.

Другой стороню той же медали была необходимость для России укрепления связей с США.
Опиумные войны, в которых Англия разгромила циньский Китай привели к тому, что китайцы на бытовом уровне разделились напополам. Южные китайцы ориентированные на Шанхай и Гонконг полностью легки под британцев, тогда как столичные "имперские" китайцы на севере стали ненавидеть Британию.

Основным торговым партнером китайцев севера стали Соединенные штаты, которые с удовольствием помогали им воевать с англичанами и в итоге после опиумных войн основной грузооборот Китая с окружающим мииром был в пользу США, а вовсе не Британии.
Причина этого состоит и в том, что ресурсы в Китае в основном на севере, а населенье на юге. Американцам не с руки было сильно влезать вглубь Китая (американцы вообще - не военная нация) и они подрядили на эту экспансию Россию - за толику малую.

В этой торговой борьбе англичане нашли против американцев хороший противовес.
Надо сказать что Революция Мейдзи в Японии, она же местнавя Реформация случилась по причине того, что американский командор Перри разбомбил с моря японские города и тем самым разрушил прежнюю англо-голандскую торговую монополию. Япония "потеряла лицо" и стала ненавидеть американцев печенками.

В итоге в северном Китае сложились неформальные альянсы - Россия-США заходили в регион с одной стороны, а им противодействовали Британия и Япония. И кто именно был сильнее в этом противостоянии в начавле бодалова было не очевидно.
Мало того,"восстание ихетуаней" в Китае на волне которого у них поднялся Сунь-Ят-Сен было инспирировано британцами и направлено против китайских имперцев, за спиной которых таились мы с амерами.

Если вы приглядитесь к истории китайского похода вы обнаружите, что японцы из захваченной ими Кореи добежали до Квантуна быстрей, чем русские из Иркутска, но их мы оттуда попросили, причем с моря нас поддерживали американские корабли.
То есть картина мира тех лет была очень пестра и то, что русско-японская война окажется решена за счет того, что русские казаки по факту сольются перед японскою кавалерией при том, что у нас всем казалось, что "казаки - ого-го" а в Японии лошадей-то разводить вроде негде.
Однако факт остается фактом - наше местное казачество оказалось бессильным в борьбе с японской самурайскою конницей, ибо Четверка (крестьянство) в борьбе с Двушкой(аристократия) сливается везде и всегда, а нормальную кадровую кавалерию на ДВ нам оказалось не привезти, ибо европейские лошади на дальневосточных кормах тупо дохли.

(Соответственно как только в красной армии танки заменили прежнюю кавалерию, а японцы пребывали в уверенности, что "русские Крестьяне на лошадях воевать не умеют" - случился тотальный разгром хваленой Квантунской армии, ибо русская Двушка отличается по своим боевым качествам от "ряженых" из Четверки, так же сильно как шестикрылый серафим от деревенского попика.
Опять же - конными армиями на ДВ стали обученные немцами отряды местной кочевой аристократии, ибо раз "казаки рубиться с самураями не умеют", а огромные пространства патрулировать надобно... И соответственно возникли истоки мема про "бурятских бронеконных водолазов". А соответственно местное русское казачество самим царским правительством было возвращено в исходное крестьянское состояние.)

Увы, при Царе Крестьянине все свято верили что "воюющее Крестьянство" тог бишь казаки это есть "наше все" и нужна была русско-японская для того, чтобы в России навсегда избавились от этого опасного заблуждения.
Ну а Троцкий с товарищи из своих убеждений помогли окончательно разобраться с казачеством и эта проблема в Великую Отечественную уже не была столь болезненной.
Так что - все случилось именно так именно потому что иначе оно произойти не могло.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments