forred50 (forred50) wrote,
forred50
forred50

Categories:

"В общем времена были мягко говоря - специфическими."

footuh – 21 февраля 2010, 20:01:53
Спирт: А может ли "Духовенское древо познания" вызреть внутри части сообщества и одного государства и выдать готовые "плюшки"? Россия большая, и без всякой Польши найдется целый пласт людей, что только и идут этой дорогой. К примеру те же самые старообрядцы...
footuh:
 На деле, я не хотел въезжать в эту дискуссию, но со "старообрядчеством" на Руси - вопрос зело сложный.
 Не забираясь в совсем уж дикие дебри, скажу лишь, что если у вас есть два сообщающихся сосуда - уровень любой жидкости в них со временем неизбежно выравнивается. Никонианская реформа случилась прежде всего потому, что Богословие и Догматика тогдашнего Православия - слишком много уж переняли в методах, и приемах познания от своих мусульманских соседей/товарищей.

 Так вышло, что к тому времени - товарно-культурный обмен был сильней в средне-азиатскую сторону, тогда как те же поляки с прочими шведами воспринимались врагами Руси и нашей ветви христианства.
Но в мусульманской традиции - развитие Духовенских принципов навсегда застыло на Третьем уровне познания и в Русском Православии - победа иосифлян - ближайших аналогов именно мусульманского "мягкого" подхода в "богословской" методологии - над "нестяжателями", которые были по сути аналогами скорей польской - "жесткой" богословской позиции, означило то, что в смысле Духовенском - страна, будучи Христианской - встала в богословском смысле - скорей на путь развития мягких форм мусульманства, характерного для Поволжья, или же - Средней Азии.

 С точки зрения политологии, - данный путь развития был для России - скорей всего неизбежен.
Главной проблемой 16-го века для нашей страны была необходимость продвижения к богатым в ресурсном отношении - областям Сибири и Нижнего Поволжья, и путь этот лежал через земли поволжских мусульман, и заволжских - угро-финнских язычников.


Особенность же развития Церкви при "жестком" подходе сторонников Нила Сорского - "нестяжателей" очень хорошо была видна в подходе польских ксендзов к населению польских Кресов. Лет через сто этот подход неизбежно приведет к Восстаниям - в том числе Восстанию Богдана Хмельницкого и Переяславской Раде, и это в отношении людей, принадлежащих к сходной этнической группе.
Ведь в конце концов - население "коренной" Польши и украинско-белорусского населения Кресов - было очень близко с национально-этнической точки зрения. И это - при том, что те и эти исповедовали очень близкие формы Верований. Однако на этом уровне Познания, - вы исходите из предположения, что вас окружает - относительно моноэтническая среда, объединенная единым законом и Верой и малейшие отклонения от этого - воспринимаются Ересью.

 Напротив, "мягкий" мусульманский подход, характерный для Поволжья и Средней Азии формировался в условиях прозелитического проникновения в новые земли и необходимостью обращать население в свою Веру. В этой ситуации местные тарикаты того времени предпочитали не обращать внимания на этническую разнородность паствы, или - довольно цветистый набор местных верований.
В итоге получалось, что мусульманский подход того времени был много раз мягче, чем католический и удовлетворял потребностям проникновения России на Восток - много больше, чем "закрытый" и "жесткий" подход католичества.

 Вообще, надобно понимать, что тогдашняя борьба в Православии - очень много решила в истории нашей страны и все нынешние приколы - растут именно из тех далеких времен.
 Во-первых, - надобно понимать, что установление именно нынешнего положения дел, - закономерный итог той политики, которая и привела к нынешним размерам государства Российского. Если бы тогда победили не "иосифляне" - Россия сейчас никогда не приняла бы нынешних размеров.
Начало столкновения произошло в "смутные времена" правления Василия Второго Темного, когда государство Московское было на грани распада из-за внутренних распрей.
 Вообще, наступление Третьего, Седьмого и Одиннадцатого домов всегда предвещает - угрозу распада и гибели любого из государств - и лишь в случае правильной сублимации народной энергии - государство резко "выстреливает", округляя свои территории.

Чтобы было понятнее - события того времени - очень близки по своей сути с событиями - Одиннадцатого дома, которые для нас известны как Русско-Японская война, Первая Революция, Столыпинские реформы, Февральская Революция, Октябрьская Революция и так далее, или - борьба с раскольниками в конце патриаршества Никона (сама Никонианская реформа случилась в конце Шестого дома и по своим последствиям весьма сравнима с событиями 1991 года и эпохой правления ЕБНа), а так же стрелецкими бунтами и эпохой молодого Петра.

Примерно - то же самое сложилось в середине 15-го века посреди Царства Московского.
 Непрерывные распри, междуусобица - борьба с литовским влиянием и тем, что принцы галицкие практически в открытую перешли на новгородскую сторону, ослепленного царя то и дело ловят татары и выпускают за огромный выкуп, - в общем времена были мягко говоря - специфическими.

 В это время, как и всегда в эпоху Смуты в тогдашнюю Московию начала проникать "ересь жидовствующих". Генерилась она на землях в ту пору - уже разоренного датчанами - Великого Новгорода и по сути своей была духовным средством закабаления местного населения, дабы "заморские гости" без особых проблем из этой страны ресурсы выкачивали.
Соответственно - в данной ереси присутствовал весь "джентльменский набор" аттрибутов, характерных для духовного окормления населения, которое сейчас будут вымаривать. И оно в принципе удалось, - резко начала падать рождаемость в Новгороде, к худшему изменились местные нравы, - зафиксированы появления Гильдий Воров и Наемных Убийц, для той поры, - был отмечен неслыханный всплеск проституции. В последнем случае - не будем ханжами, - дома терпимости существовали во всем комплексе земель того времени, однако не про всех - в датских, шведских и германских источниках пишут про тогдашние аналоги"секс-туров" по "девицам обоего пола". То есть происходило нечто потрясавшее воображение не только русских умов, но и - германских товарищей.

 Я не хочу и не буду затачиваться на разборе особенностей этой ереси, однако скажу, что проникновение её в пределы государства Московского вызвало крайне негативную реакцию у всех иерархов и в принципе, - все последующие лидеры нашей Церкви выросли именно на борьбе с этой Ересью.
В известной степени - завоевание Великого Новгорода было сродни - Крестовому походу против Еретиков, - очень сходным по сути своей с Крестовыми походами против катаров - французского Духовенства и Рыцарства.

В свое время здесь уверяли, что сравнение Клочкова с аббатом Эмори - некорректно, - позвольте обратить Ваше внимание, что завоевание Новгорода случилось на 250 лет позже штурма Каркассона и при этом всех новгородцев мужского пола наши предки - как мы знаем вырезали. А вместе с ними и большинство - баб, - тоже под топор пошло. И что характерно, - данный процесс  сопровождался духовным окормлением завоевателей - среди которых были будущие высшие иерахи - Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

 Как видно из всего этого, - борьба "иосифлян" с "нестяжателями" была именно борьбой двух альтернативных планов Духовенского развития в нашей стране, но не - какой-либо борьбой с Ересью. При всем неприятии подходов противной стороны, - "Иосифляне" никогда не обвиняли в Ереси "нестяжателей", а те в ответ не считали еретиками - "Иосифлян".
И это при том, что по итогам борьбы одну из сторон насмерть вынесли.

С продолжением.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments