forred50 (forred50) wrote,
forred50
forred50

Categories:

"Как подданных такой-то ИМПЕРИИ отличать от всех прочих?"

footuh - 08 января 2010, 00:16:56
....Суть же проблемы восходит к тому самому феномену, о котором я упоминал про отличительные признаки Империи от любого другого какого-то государства. Империя всегда отличается от всех прочих стран тем, что имеет свою собственную религиозную систему, которая не имеет аналогов ни в каких иных государствах.

Так для России (владычицы Севера) характерно Русское Православие, которого нет нигде вообще, кроме России и - вообще по определению, люди в любой другой стране исповедующие Православие (не обязательно русское) - подозреваются всеми прочими в своих прорусских симпатиях.
Для главной страны Запада - Великобритании характерно Англиканство, как очень экзотичная форма Протестантизма. При этом в известные времена - всех Протестантов без изъятия в 17-20 веках подозревали в англофильских пристрастиях - были они при том шведскими лютеранами, голландскими кальвинистами, или - принадлежали ли к германской епископальной церкви...

Иными словами, - всякий раз, когда некая страна начинает претендовать на Имперскую роль в окружающем мире, - это всегда сопровождается появлением соответствующей религиозной системы - уникальной и неповторимой, и характерной именно для данного Имперского Государства.
Однако здесь есть один очень тонкий нюанс, который люди очень часто упускают из виду. Религиозность в классической Империи - никогда не является следствием Духовенского принципа, а есть манифестация принципа Аристократического.

Например, для России в ходе 20-го века были характерны стремительные пертурбации, когда за каких-нибудь пару лет Россия от "крайне Православной" страны - стремительно стала "безбожной" и Коммунистической. А потом через 70 лет - совершила столь же стремительное обратное перевоплощение. При этом, что характерно - в своей "коммунистической" фазе - Россия/Советский Союз по прежнему являлась носителем уникальной религиозной системы и адепты её во всем мире считались русскими/советскими засланцами/агентами.
То есть в 20-ом веке на Западе говорили "комми"/"Bolshevik" - считая это прямым эквивалентом понятия "советский/русский". Так что суть феномена Имперской Религиозности - при переходе от Православия к Коммунизму и обратно - никуда не исчезла.

...Дело в том, что во всех этих случаях, - Религия в странах Имперских теряет свою Духовенскую Функцию, становясь важным социально-различительным фактором.

То есть Русский человек в известные времена Обязан был быть Православным, это было не функцией Религиозности, а Политической Лояльности конкретной ИМПЕРИИ. Ведь любая ИМПЕРИЯ создается не по Крови своих подданных. Иначе это не ИМПЕРИЯ но - Национальное Королевство.
Подданные в Империи не объединены ни по национальным, ни - профессиональным, ни - местническим признакам. Тогда возникает вопрос - как подданных такой-то ИМПЕРИИ отличать от всех прочих?

Очевидно, что подобный маркер может существовать только в мире Идей, - достаточно абстрактных концептов, которые могут объединять именно этих членов общества и выделять их от всех прочих.
Этим Идеологическим концептом - с давних пор была - Религия.
Однако собственно - РЕЛИГИЯ со всеми внутренними Духовенскими прибабахами для этой функции не подходила.
Слишком медленно шла конвертация людей, слишком большое время уходило на изучение Догматов Веры, а абсолютное большинство Имперского населения - сплошь и рядом были безграмотны, задавлены повседневной работой и прочая, прочая, прочая... Поэтому все Империи шли по одному и тому же пути. Из Религии изымалось её Духовенское зерно, которое там оставалось лишь для тех, кому это было действительно нужно.

Именно поэтому для всех возникших Империй - характерны истории по истреблению высших Духовных иерархов и принижению их в сравнении с "Императором". От Религии как таковой оставлялась только внешняя оболочка - которая становилась из Духовенской практики - символом Веры, или политической декларации о лояльности существующей Имперской традиции. То есть традиционно Духовенский атрибут искусно подменялся Аристократическим принципом.
И после этого получалось, что два Имперских подданных, исповедующих одно и то же Русское Православие оказывались членами общего единого Социума, противопоставленного всему прочему миру. При этом одного Православного при этом звали граф Бенкендорф, а второго князь Гирей - и помимо того, что оба стояли плечом к плечу в церкви в свите Государя Императора на Православную Пасху - один после этого шел справлять Пасху лютеранскую, а второй - праздновать Рамадан и это никого не коробило.
Равно как никого не коробило, что после очередного Пленума ЦК - три ярых "коммуниста безбожника" - Ельцин, Бразаускас и Нишанов - шли в церковь, костел и мечеть соответственно. Это никого не волновало, - важно было то, что в далекие времена Бенкендорф и Гирей - крестились и стояли на проповеди в одной - Русской Церкви, а в недавние - все у нас во Власти были коммунистами и поэтому атеистами.
А уж конкретное Духовное окормление имярек - было уже личным делом каждого.

Иными словами, - если Россия намерена во всем быть Империей - ей необходимо восстановить один из главных атрибутов Империи - Идеологическое подтверждение социальной Лояльности индивида - Имперскому Социуму. Проще всего это сделать через восстановление той роли Православной Церкви, которую она играла в последние полтысячи лет нашей Истории.

Никто никого не принуждает к Православной Религии в аспекте Духовенском. Но с точки зрения Социальной Лояльности нашему Обществу - скорее всего опять зайдет речь о появлении в документах графы "Вероисповедание" и запись в этой графе "православный" станет полным эквивалентом записи "член КПСС/комсомолец" в графе "партийность" недавнего времени.
Ибо никаких других смыслоразделительных дефиниций "свой-чужой" ни одна из Империй до сих пор не придумала.
А уж во что ты при этом на деле Веришь - твое дело личное.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments