forred50 (forred50) wrote,
forred50
forred50

Categories:

Когда в России будет качественный бензин (от footuh ).

Если Вы проанализируете деятельность основных российских ректификационных и крекинг колонн, то действительно обнаружится, что стоимость сырой нефти закачиваемой в систему из данных колонн на входе окажется выше, чем суммарная стоимость выходящих из нее ингредиентов. То есть с точки зрения Буржуазной "логики" - при подходе экономическом проще продавать на рынке сырую нефть, а на вырученные деньги закупать продукты ее переработки на западе, ибо так будет дешевле. Это путь по которому прошли многие из наших Буржуинов и в итоге самый известный из них шьет сейчас варежки в далекой губернии.


Причина: с точки зрения сиюминутной выгоды - действительно выгоднее гнать за рубеж именно нефть-сырец, но при этом с точки зрения развития государства мы упускаем из виду тот момент, что МО, МЧС, ВМФ и ВМС у нас по сути скрыто дотируются из бюджета - за счет низкой внутренней цены на мазут, дизельное и авиационное топливо.
Кроме этого обычно упускается из виду тот факт, что дизельное топливо потребляют прежде всего Вооруженные силы именно того государства, которое осуществляет данную перегонку. Из-за этого дизельное топливо в Европе с Америкой было традиционно дороже, нежели автомобильный бензин.
Мало того, в свое время - советские нефтеперегонные заводы нарочно настраивались во-первых - на повышенный выход именно дизельного топлива, а во-вторых - на выпуск авиационного керосина с теми же целями, поэтому они по сути своей оптимизированы именно под эти задачи, а не на удовлетворение хотелок частных лиц или коммерческих потребителей.
То есть времена поменялись и на тех самых нефтеперерабатывающих заводах, где традиционно производились - образно говоря - "энергетические снаряды" для танков и истребителей, принялись делать - "китайские фейерверки" для личного и частного автотранспорта. Это специфическая задача, которая не может быть решена удовлетворительно без полной перестройки данного производства.
Да, мы понимаем, что существующие нефтеперегонные заводы у нас - по сути выработали свой ресурс, ректификационные числа у наших колонн уже не выдерживают никакой критики. В данном случае мы сталкиваемся кроме этого с нехваткой научных кадров, так как средние - наиболее производительные в научном плане кадры у нас оказались повыбиты.
Проблема при этом состоит в том, что ни невозобновляемых катализаторов для данных колонн нам не продают, ни само - новейшее оборудование не поставляют по причинам тех же джонсона с веником и так далеен. Причем не мы одни в таком положении - комплекты подобного оборудования не поставляют ни в Иран, ни в Венесуэлу ни даже - в Саудовскую Аравию. Высокая степень крекинга и дальнейшей ректификации в настоящий момент возможна лишь на стороне потребителя. В США, во Франции, в Германии, в Китае и в Индии.
Это делается из резонов логистических, но и здесь существует некая уловка. В реальности - в современных ректификационных и крекинг-колоннах в КУитаях и Индиях используются невозобновимые и неочищаемые катализаторы, которые пороизводятся исключительно большими химическими компаниями - исключительно в США, Германии, Франции и Великобритании.
Если предположить гипотетический вариант начала военных действий между Китаем и конгломератом из этих стран, то китайские новейшие нефтеперегонные заводы будут работать лишь до тех пор, пока не кончатся запасы катализаторов, а дальше они превратятся в груды железного лома - ни на что не пригодные. Именно поэтому руководство России - в явном виде запрещает производство заводов нового поколения до тех пор, пока наша внутренняя промышленность не сможет создавать такие же катализаторы. В противном случае - данное производство при негативных сценариях становится лишь бесполезной растратой ресурсов

Далее мы находимся на довольно простой и понятной тройной развилке:

А) Мы ничего не строим и ждем пока наша прикладная наука создаст технологии, по которым можно будет строить заводы последнего поколения на завезенном оборудовании из тех же Франции и Германии. Все это время мы продолжаем перегонять сырец на имеющихся заводах, так как танкам нужна соляра, а летунам - керосин, да и тот же мазут идет в топки ледоколов и на обогрев котельных на северах и не только.

Б) Мы строим заводы, которые мы можем снабжать имеющимися у нас катализаторами. При этом они будут морально устаревшими лет на 20 от своих западных визави на момент своего заложения, а уж как будет выглядеть разрыв в момент запуска - одному Б-гу ведомо. При условии роста цены на нефть сырец и попытках правительства обуздать внутренние цены на бензин - с вероятностью близкой к 1, - новые заводы будут так же убыточны, как и нынешние

В) Мы строим заводы по текущим лицензиям и используем для переработки нефти комплексы катализаторов произведенных БиПи, Тексако, или БАСФом. После этого мы начинаем как на икону молиться на наших Британских, Американских, или Германских товарищей - так как любая котора с ними будет означать бензиновый голод со временем - в нашей стране.

Скажите пожалуйста - почему вы считаете себя вправе считать ныне наблюдаемый вариант А - более "головотяпским", чем его альтернативы Б и В?
На мой взгляд именно варианты Б и В гораздо ближе к тому, что называется "государственным преступлением".
Для альтернативно одаренных журналоламеров, и прочих "эффективных менеджеров", которые уверены, что "внешним финансовым регулированием" можно повысить отдачу от нефтеперегонного предприятия - попробую объяснить ситуацию
По своей сути процессы нефтепереработки представляют из себя два независимых процесса:
1. Крекинг;
2. Ректификацию.

По своей сути ректификационная колонна очень похожа на самогонный аппарат. При этом - данное производство крупнотоннажное и никто не будет заморачиваться с тем, чтобы выделять определенные молекулы углеводородов. Именно поэтому - если у вас есть задача "повысить октановое число бензина" в продукте вы должны сузить допуски и продукт у вас будет чище. Его можно будет продать по более высокой цене и так далее.
Это понимают все "эффективные менеджеры" и на этом их знакомство с процессом заканчивается. После чего они начинают трепать на весь мир о том, что достаточно "что-то там подкрутить в колонне" и жизнь сразу наладится.
На самом-то деле из существующих ректификационных колонн и так выжимают весь возможный автомобильный бензин, который там обнаружится. И вот весь бензин, который поступает в неё из крекинг-колонны - она честно выдает потребителю, но заставить её выдавить из себя больше изооктана, чем в неё было налито - не сможет ни один "эффективный менеджер".

Так им образом переходим к крекинг-колонне.
Надеюсь, вы уже обратили внимание на странное созвучие понятия "крекинг-процесса" с вышеописанным много процессом разламывания прямой цепи углеводородной молекулы, или "crack"-ингом.
Под воздействием определенных катализаторов длинная и обычно прямая цепь углеводоров сырой нефти - разламывается определенным образом, и эти обломки идут на ректификацию.

Данный процесс опять таки - по сути своей - крупно-тоннажный и никто нарочно определенную молекулу в нем не разламывает. То есть идет некий непрерывный процесс, который зависит от определенных катализаторов, температуры и давления данного процесса и одна маленькая, но очень важная - деталь: сегодня он зависит от ДЛИНЫ КОЛОННЫ

То есть в момент изначального проектирования нефтеперегонного завода мы закладываем, что мы хотим на нем получать. - в основном ветвистые молекулы, которые пойдут в баки личных автомобилей, или в основном прямые, которые пойдут в движки большегрузных тягачей, танков и в турбины дримлайнеров с прочими бомбардировщиками.

Как я уже говорил, - советские нефтеперегонные заводы затачивались на производство дизтоплива и в авиационного керосина в меньшей степени. То есть из наших крекинг-колонн на ректификацию в основном идут "прямые" углеводороды, в которых бензин оказывается побочным продуктом, тогда как в той же Америке - больше заточенной на частное потребление - нефтеперегонные заводы в основном выдают "ветвистый" продукт.

Но и это не все, если мы начнем смотреть еще дальше - выяснится, что углеводороды сырой нефти тоже отличаются по своей форме. Так добываемая в Европе нефть сорта Брент, и сходный с нею Юралс - в основном имеет прямые молекулы, а вот в арабской Свит, или техасской из мексиканского залива, - коэффициент ветвистости раза в полтора выше, чем в том же Бренте с Уралсом. А в крекинг процессе - ничего нового не синтезируется, - мы просто разламываем длинные углеводородные цепочки и коэффициент ветвистости при этом не повышается!

То есть если смотреть на исходные данные получается, что наш Юралс и так склонна к порождению из себя сравнительно дешевого дизтоплива. Но кроме того, - она производится на нефтеперегонных заводах, которые изначально спроектированы на выпуск дизтоплива и каким образом любой из "эффективных менеджеров" сможет удлинить работающую цельнометаллическую крекинг-колонну - метров на 10 я без понятия.

Теперь к вопросу о российской науке. Мы отстаем от американцев, немцев и англичан в процессах производства бензина. Сильно отстаем и это отставание нарастает. Просто потому, что у нас нет источников сырья с высокой ветвистостью исходных углеводородов. Но в то же самое время - я бы не сказал, что те же американцы обгоняют нас в процессах получения и добычи прямых углеводородов.
Если вы мне не верите обратите внимание на динамику цен на "прямую" нефть сорта Брент и "ветвистую" типа техасской светлой. Цена Брента растет прежде всего потому, что спрос на бензин для частного транспорта - во всем "цивилизованном мире" падает, зато там создаются запасы на черный день для того, чтобы было чем заправлять абраши, и фантомы с авианосцами, - ежели что. Потому что в России - при существующей структуре нефтепереработки мы получаем бензиновые слезы, американцы получают такие же слезы но - дизельные.
И вопрос на тему о том, - какая стратегия лучше, в настоящий момент не имеет безусловного разрешения.


То есть - все идет своим чередом. Проблема сейчас в том, что в настоящий момент есть проблема с научными кадрами в нашей стране, однако замещение их уже восстановлено (пусть и идет весьма медленно) но речь идет именно о том, что в данном случае нужно обрабатывать именно российскую нефть со всеми её плюсами и минусами, а зарубежные катализаторы для её переработки - нам не подходят, ибо на самом-то деле глобальная задача состоит именно в том, чтобы иметь больший выход дизтоплива с керосином, а вовсе не бензина с высокими октановыми числами, как это творится в нынешних Китаях, да Индиях.
При этом основные принципы разработки тех же катализаторов нам известны, теоретические основания для построения нефтеперегонного предприятия - для всех одинаковы, так что рано или поздно и - технологии появятся и катализаторы сделают.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments